Пресс-центр

Мастерство продажи инноваций
Сегодня бизнес ждет от ИТ новых идей, инноваций и изменения привычных методов работы. Он готов и сам меняться, брать на вооружение передовые практики и наиболее эффективные технологии. Здесь, конечно, многое зависит от личности, опыта и, главное, от драйва со стороны самого ИТ-директора. Для специального выпуска «IT Manager» Григорий Рудницкий побеседовал об этом с Денисом Гузановым, заместителем генерального директора АО «Мосгипротранс».

Денис Гузанов

Почему вы решили перейти в «Мосгипротранс»?

Дело в том, что меня пригласили принять участие в развитии информационных технологий в компании,  которая является первым проектировщиком в России высокоскоростной железнодорожной магистрали ВСМ-2 Москва-Казань. Таким образом, я начал «поднимать» ИТ в «Мосгипротранс» по всем параметрам, которые мне привычны. «Мосгипротранс» – известная организация. Одну из семи высоток Москвы возле метро «Красные ворота» проектировали именно они. Строительство ряда станций метрополитена, реконструкция вокзалов и части Московской окружной железной дороги, жилые здания, а самое главное, строительство БАМа – велось, опять же, по проектным решениям «Мосгипротранс». Если на предыдущем месте работы, в «Алвиго», мы проектировали площадные объекты химической промышленности, то здесь речь идет в основном о территориально протяженных крупных объектах. Я не смог отказаться от такого приглашения. ВСМ-2 – важный и интересный проект. Он разбит на 12 этапов. Мы уже получили положительное заключение по третьему и четвертому этапам от Главгосэкспертизы по стадии П. 
 
Какие задачи отводятся ИТ в этом проекте?

Здесь перед нами поставлены классические задачи, которые есть в любой проектной организации. Немного больше требований к инфраструктуре, к объемам данных. Соответственно, особые требования и к системам хранения, их доступности и отказоустойчивости. В связи с громадным объемом печатной документации особая специфика накладывается и на печатающую технику, в частности, нужно больше цветности. К примеру, сетевые принтеры у нас обязательно должны быть цветными. Одним словом, у нас повышенные требования к ИТ. В принципе, все то же самое, что и было в «Алвиго», но намного жестче и серьезнее.

Насколько пригодился вам предыдущий опыт?

Он научил меня взаимодействовать с акционерами, с собственниками бизнеса в условиях, когда бизнес не хочет вдаваться в детали, но ждет от ИТ эффективной работы, а как ее делать, должен решать ты сам. Мы сформировали ИТ-стратегию, защитили ее на стратегической сессии. Стратегия предусматривает набор ИТ-проектов с примерной бюджетной оценкой. Затем мы с акционерами и руководством компании выбирали те проекты, которые нам нужны. По каждому из них рассчитаны ROI. До меня работала команда, которая также предлагала ряд проектов, но мне пришлось отказаться от тех, что не имели вменяемого ROI. Акционерам были предложены только проекты, которые сопровождались четко рассчитанными сроками возврата инвестиций и экономической выгодой.

Многое ли приходится менять, придя в компанию «Мосгипротранс»?

Почти все. Мы реорганизовали, а фактически переделали существовавший ЦОД. Многое поменялось с того момента, как мы защитили ИТ-стратегию и перешли к процессно-сервисному подходу, взяли на себя обязательства по выполнению соглашения об уровне услуг. Главное, мы старались сделать так, чтобы у самих ИТ было понимание, зачем они тут, в компании. До меня они работали, отгородившись от бизнеса, и говорили: «Дайте техзадание - мы сделаем». В итоге им никто ничего не давал — ни бюджетов, ни техзаданий. Мы показали четко и ясно как видим бизнес-процессы, и это было абсолютно понятно. На базе ИТ-стратегии сделали тактические дорожные карты, на основании которых и работаем. За полгода перебрали всю ИТ-инфраструктуру, выставили новые требования к ЦОДам, изменили сетевую маршрутизацию внутри здания, а это 24 этажа.

Сегодня все обсуждают тему цифровой трансформации бизнеса. Есть ли место цифровой трансформации в проектном институте?

Обязательно. Я считаю, что собственников проектного бизнеса классические ИТ интересуют уже в меньшей степени. У меня в подчинении находится не совсем обычная единица — отдел автоматизации и выпуска, который занимается САПР и работает с широкоформатной печатью. Эффект от стандартизации стал очень ощутим. Ведь он накапливает экспертизу, а в таких проектах, как наши, это очень важно. На выходе, после проектной работы, мы получаем бумажные или электронные чертежи. Зачем нам нужен этот отдел? Нередко в организациях нет заинтересованности в стандартизации процессов и систематизации знаний. Если процессы и регламенты соблюдаются, вы получаете очень значительный эффект. Сейчас мы формируем процессно-сервисный подход в отделе выпуска. Стандартизация позволяет заменить 24 плоттера двумя, и вместо 15 сотрудников оставить двоих. У нас нет цели уволить или сократить людей. Наша задача состоит в том, чтобы сделать их работу более эффективной, дать им возможность зарабатывать много. Чем больше сотрудник зарабатывает, тем выше прибыль у собственника. В прошлом месяце мы выпустили на 300% больше документации, чем в позапрошлом. Причем люди не работали в выходные дни, все было выполнено именно за счет стандартизации процессов и входных форм, систематизации входных заявок, а также благодаря тому, что сотрудники поняли, за что их премируют. Нам даже проектировщики сказали спасибо.

Сейчас у нас есть стратегия развития информационного моделирования BIM (Building Information Model). Акционеры понимают, что классические ИТ-сервисы они могут получить от системных интеграторов. Есть множество сторонних компаний, которые могут настроить сеть, домен, телефоны, компьютеры и т. д. Но акционеров интересуют ИТ, применимые к их бизнесу. Внутренние проекты мы обычно реализуем сами. Мы их делаем сами потому, что значимость каждого из них в развитии BIM-технологий в «Мосгипротранс» были указаны. Ведь что такое BIM? Это цифровой актив, а бумажная документация является его результатом. Классические ИТ-проекты — фундамент для следующих этапов. Одним из таких этапов можно назвать внедрение электронного документооборота, чем мы тоже собираемся заняться в ближайшее время. Но, повторяю, главное – это BIM. То, ради чего я здесь и начал работать. За полгода мы перешли от концепции к прототипу BIM, сделали цифровую модель вокзала ВСМ-2 в Ногинске (с железной дорогой). Следующий проект планируем сразу выполнить в «цифре», вообще без всяких чертежей с высочайшим уровнем детализации. Проектировщики уже понимают, что за объектно-ориентированным проектированием будущее. Документооборот в проекте должен переходить на цифровое согласование. Заказчики тоже видят эффект от цифрового проектирования, только уже на примере стройки и эксплуатации.

Подразумевает ли цифровая трансформация изменение сознания?

Проектировщики — грамотные люди, они готовы менять свое мышление независимо от возраста. Зачастую молодые ребята до 30 лет не настолько готовы к изменению сознания, как возрастные сотрудники, проработавшие уже несколько десятков лет. Мышление меняется, и это очень здорово.

Вы сказали, что драйвером должны быть ИТ, а как же топ-менеджмент?

Все ИТ-проекты и инициативы будут сведены к нулю, если нет заинтересованности и поддержки со стороны топ-менеджмента. Я по своей должности тоже отношусь к высшему руководству. От директора по развитию у нас появляется много импульсов, но так уж сложилось, что все основные инновации у нас неразрывно связаны с цифровыми технологиями. Поэтому очень часто во время обсуждения стратегических путей развития, возникает вопрос, а что скажут на это «айтишники». Я считаю, что среди топ-менеджеров ИТ-директор все равно должен фонтанировать инновационными идеями, пусть даже и не все они потом будут приняты.

Внедрен ли у вас каталог ИТ-услуг?

Конечно. Утвержден и внедрен! Он включает набор услуг с параметрами, которые ИТ-служба предоставляет либо имеет возможность предоставлять бизнес-подразделениям. Контроль качества таких сервисов проводится на основании соответствующего соглашения. Это открытый документ, доступный всем существующим и потенциальным заказчикам услуг, работающим в «Мосгипротранс». Есть несколько уровней поддержки — базовый, повышенный и VIP.

Создаются ли у вас центры компетенции?

Обязательно. По электронной почте мы информируем всех пользователей о новых веяниях и тенденциях в ИТ. Ведем базу знаний в системе Naumen, есть своя внутренняя «Википедия», первоначально созданная для того, чтобы новые сотрудники ИТ быстрее включались в работу, а затем ею заинтересовались и проектировщики, которые тоже изъявили желание делиться через нее своими знаниями. Раньше у них такой возможности не было.

Кому подчиняется в вашей компании отдел информационной безопасности: ИТ или службе безопасности?

Это отдельная служба, подчиняющаяся заместителю генерального директора по безопасности. Мы работаем с ними в партнерстве. У нас есть комитет по информационной безопасности, в состав которого входят заместители гендиректора по безопасности, юридическим вопросам, я, а также сами ИБ-специалисты. Регламенты мы разрабатываем совместно для прохождения каждого документа. Если речь идет о каких-то нормативах, регулирующих работу ИТ, инициатором здесь являемся мы, но безопасники всегда согласуют все изменения. Они помогают нам наличием связей в силовых структурах, статьями, знаниями, предложением тех или иных решений. Они нас не «кошмарят», и это очень хорошо. Кстати, связи и контакты, которыми нас обеспечили безопасники, позволили намного раньше других узнать о глобальном распространении вирусов-шифровальщиков и своевременно известить пользователей. При этом мы не забывали делать резервные копии, разумеется, с заданной периодичностью, в зависимости от важности того или иного сервиса.

Внедрена ли в «Мосгипротранс» ERP-система?

Мы готовы к ERP. Недавно мне удалось защитить и получить финансирование на реализацию проекта по внедрению «1С: ERP + PM». Зачем проектной организации ERP? У нас множество субподрядчиков. Нам необходимо распределение затрат по проектам. Мне удалось пообщаться с собственниками других проектных организаций, которые внедряли ERP. Они рассказали, что наконец-то начали понимать, что происходит в их компаниях - у них появилась возможность видеть данные. Теперь они задумываются над тем, что с этим можно делать. Собственнику бизнеса не интересны ИТ ради ИТ. Ему интересен результат. Если ты ему даешь этот результат, он готов тебе помогать и тебя поддерживать. Причем поддерживать будет не только руководство, но и простые сотрудники, которые, в принципе, часто противостоят любым нововведениям.

И последний вопрос. Как правильно продавать инновации в компании?

Цифровая инновация — это изменение технологий труда через призму ИТ. Взять, к примеру, любой процесс, который надо автоматизировать. Приходит бизнес-аналитик, собирает знания, оформляет их красиво. Вы получаете процесс «как есть». Затем вы используете систему, которая этот процесс автоматизирует. В дальнейшем процесс претерпит изменения, поскольку часть того, что описал аналитик, сделать просто невозможно — либо это очень дорого, либо приведет к еще большей путанице. В итоге на выходе вы получите автоматизированный хаос, а также старый, никому не нужный процесс. Поэтому бизнес уже понял, что айтишники — люди достаточно ленивые, они используют минимально трудозатратные способы для достижения результата, возможно, просто берут лучшие практики «из коробки». В итоге весь бизнес перестраивается под «коробочные» процессы. Это и есть самый эффективный путь. Но нам помогает не система, а организация, планирование и контроль. Благодаря процессно-сервисному подходу ИТ могут успешно продавать свою работу внутри компании и не бояться сравнивать свои возможности с аутсорсерами. Тогда все готовы слушать, помогать и меняться. 

Об авторе

Григорий Рудницкий

Григорий Рудницкий

Историк по образованию. В ИТ-прессе – бумажной и онлайновой – с 2002 года: публикуется в изданиях, ориентированных как на домашних, так и на корпоративных пользователей. Любимые темы: гаджеты, мобильность, облачные сервисы, свободное программное обеспечение.

  Мастерство продажи инноваций

Источник: www.allcio.com
20 октября 2017
Все новости