Роман Фроликов, руководитель группы Отдела связи АО «Мосгипротранс», на страницах журнала RUБЕЖ №26 «Транспортная безопасность. Сертификация ТСОТБ. Инвестиции. ГЧП» рассказал почему при разработке проектных решений ВСМ-2 целесообразно было объединить в рамках интегрированной системы безопасности (ИСБ) все подсистемы безопасности.
В условиях отсутствия специфических требований высокоскоростные магистрали, такие как Москва-Казань, по умолчанию относятся к объектам первой категории. При этом для определения основных принципов и средств обеспечения комплексной безопасности функционирования объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Казань вне рамок проекта была разработана «Концепция построения комплексной системы безопасности (КСБ) высокоскоростной магистрали Москва-Казань.
Постановлением Правительства РФ от 26.09.2016 № 969 утверждены «Требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности», а также «Правила обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности». Дополнительные требования к техническим характеристикам подсистем обеспечения транспортной безопасности на ВСМ-2 установлены в специальных технических условиях: «Защитные сооружения и устройства для предотвращения несанкционированного доступа к объектам инфраструктуры участка Москва-Казань высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва- Казань-Екатеринбург. Технические нормы и требования к проектированию и строительству».
Поскольку ВСМ-2 является технически сложным, стратегически важным объектом, а система обеспечения безопасности ВСМ-2 представляет собой сложную и разветвленную техническую систему, которая контролирует множество показателей безопасности, при разработке проектных решений было определено, что все подсистемы безопасности целесообразно объединить в рамках интегрированной системы безопасности (ИСБ), обладающей следующими характеристиками:
• отечественное производство программных (общее и специальное(прикладное)ПО) и аппаратных средств (в соответствии с требованиями Федерального закона 188-ФЗ от 29.06.2015 г.);
• модульный принцип построения, возможность последующего наращивания и модернизации аппаратного, программного обеспечения;
• возможность интеграции с системами верхнего уровня;
• удаленно программируемая логика работы, выполнение комплексных алгоритмов диспетчеризации и управления подсистемами и оборудованием центральным контроллером независимо от связи с сервером верхнего уровня;
• серийный выпуск оборудования в обычном, индустриальном, климатическом, транспортном исполнении;
• интеграция оборудования в ИСБ на аппаратно-программном и аппаратном уровне;
• живучесть системы и ее техническая поддержка со стороны поставщика оборудования, наличие профильной документации, наличие у поставщика решения сервисных служб и соответствующих учебных центров по подготовке обслуживающего персонала заказчика, расширенные возможности по конфигурированию оборудования;
• гарантия от одного производителя, который отвечает за качество всех входящих в ИСБ компонентов. В отношении компонентов ИСБ, входящих в систему, но являющихся изделиями других производителей, должны быть оговорены условия их применения в единых ТУ на систему.
Основными видами технических средств обеспечения транспортной безопасности, используемыми на объектах транспортной инфраструктуры ВСМ-2, являются:
• система видеонаблюдения (интеллектуального видеонаблюдения);
• технические средства связи, приема и передачи информации;
• технические средства оповещения;
• технические средства досмотра;
• система периметрального заграждения;
• система охранной сигнализации;
• система контроля доступа;
• система сбора и отображения информации;
• система экстренной связи;
• система охранного освещения.
Проектной документацией не определены конкретные производители перечисленного оборудования, а указаны лишь технические характеристики оборудования, необходимого для решения указанных задач. Конкретный производитель и тип оборудования, характеристики которого удовлетворяют требованиям, заложенным в проектной документации, будет определяться застройщиком объекта на стадии выполнения рабочей документации на конкурсной основе, объявление которой запланировано на 2020 год.
При проектировании КСБ на ВСМ-2 ориентиром являлись следующие принципы:
• оперативное и непрерывное управление техническими системами и средствами ОТБ;
• соблюдение установленного режима доступа персонала и посетителей в охраняемые зоны;
• затруднение действий нарушителей (воспрепятствование) при попытках несанкционированного доступа в охраняемые зоны, здания, сооружения, помещения;
• выдача сигналов на ПУОТБ о попытках и фактах совершения АНВ;
• дистанционное наблюдение за периметрами охраняемых зон, охраняемыми зданиями, помещениями, сооружениями (мониторинг обстановки, идентификация физических лиц и предметов, обнаружение и распознавание характера событий, выявление нарушителей в реальном времени) и оценка обстановки;
• возможности оперативного маневра силами ОТБ при несении службы;
• обозначение границ охраняемых и контролируемых зон;
• регистрация (документирование)сигналов от ТСО, распоряжений и команд, отдаваемых органами управления и докладов персонала подразделений ОТБ;
• защита персонала в ходе несения дежурства на пунктах управления, КПП, постах караулов и выполнения задач по пресечению несанкционированных действий и задержанию лиц, причастных к их совершению;
• пресечение проноса (провоза) на объект и выноса (вывоза) с ОТИ запрещенных предметов.
В связи с тем, что всем объектам транспортной инфраструктуры (ОТИ) ВСМ-2 предварительно присвоена первая категория безопасности, к оснащению ОТИ ВСМ-2 техническими средствами предъявляются повышенные требования. Так, например, на вокзальных комплексах предусматриваются дополнительные зоны досмотра пассажиров и багажа на входе в перевозочный сектор. Это требование распространяется не только на крупные, но и небольшие с точки зрения площади вокзалы.
При построении системы безопасности ВСМ-2 зарубежный опыт использовался, но только в части выбора технических средств обеспечения безопасности. Это связано с тем, что законодательство других стран в области транспортной безопасности сильно отличается от российского и практически непригодно для применения в РФ.
Статья «Москва–Казань, Пекин и далее везде» |