Начиная разговор о безопасности на транспортно-пересадочных узлах, определим, что же это такое. По сути транспортно-пересадочный узел (ТПУ) представляет собой территорию, объединяющую несколько транспортных и общественных объектов: железнодорожные и автовокзалы, станции метро, остановки наземного общественного транспорта, автомобильные стоянки, торговые площадки, пункты общественного питания, зоны отдыха.
Подобные места массовогоскоплениялюдей, безусловно, нуждаются в усиленных мерах безопасности.
Например, в данный моментспециалисты ОАО «Мосгипротранс» участвуют в проектированиисистем безопасности участка Пресня – Канатчиково в рамках программы реконструкции и развития Малого кольца Московской железной дороги.
Остановочные пунктыучастка Пресня – Канатчиково являются объектами транспортной инфраструктуры в составе Малого кольца Московской железнойдороги и предназначаются для обеспечения высадки и посадки пассажиров электропоездов. В общей сложности Малое кольцо Московской железной дороги включает в себя 32 транспортно-пересадочных узла.
Проектные решения по обеспечению транспортной безопасности транспортных узлов Малого кольца Московской железной дороги разрабатываются с учетом основных положений Градостроительного кодексаРоссийской Федерации, Законов Российской Федерации «О безопасности» от28.12.2010 г. № 390-ФЗ, «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ,других федеральных, региональных и ведомственных нормативных актов в сфереобеспечения градостроительной деятельности и безопасности, а также «Частныхтехнических условий по обеспечению транспортной безопасности остановочныхпунктов в составе Малого кольца Московской железной дороги», разработанных ООО НТК «ИНФОРМ-АЛЬЯНС» по заказу московского проектно-изыскательского институт «Мосжелдорпроект» филиала ОАО «Росжелдорпроект».
К особенностям транспортных узловМалого кольца Московской железной дороги можно отнести следующее:
-
каждый транспортно-пересадочный узел уникален по своим архитектурно-планировочным решениям;
-
объединяет в себе несколько видов городского транспорта;
-
вмещает один или несколько видов деятельности: транспортные услуги, подземная и наземные многоуровневые автостоянки, офисные и торговые помещения, зоны общественного питания и отдыха, спортивные сооружения;
Разнообразие общественных зон влечет постоянный потокбольшого количества людей.Поэтому при подходе разделения проектирования и последующего строительства отдельных объектов транспортного узла состояние комплексной системы безопасности,в целом, ухудшается.Желательно, чтобы при разработке мероприятий безопасности подобного рода объектов разработчик был один. Это позволит принять оптимизированные комплексные решения задач и сократить расходы.
На практике, в условиях поэтапности проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию объектов транспортных узлов и принадлежности их составных частей разным ведомствам, очень сложно добиться интеграции проектных решений по объекту транспортной безопасности в компетенции одного разработчика.
Так для реализации безопасности на транспортно-пересадочных узлах на Малом кольце Московской железной дорогина сегодняшний момент задействованы следующие основные исполнители:
-
ОАО «РЖД» - строительство пассажирских платформ и турникетно-кассовых вестибюлей.
-
ОАО «МКЖД» - строительство технологической связи ТПУ с устройством касс и турникетов (надземные и подземные переходы), инвестиционные объекты.
-
Департамент капитального ремонта г. Москвы – локальные мероприятия по развитию улично-дорожной сети в границах ТПУ (устройство новых остановок наземного городского пассажирского транспорта).
-
Департамент строительства г. Москвы – строительство дополнительных проездов, остановочно-разворотных пунктов, подземных пешеходных переходов и пр.
-
ГУП «Московский метрополитен» - реконструкция вестибюлей станций и подземных переходов Московского метрополитена.
-
Частные собственники ТРЦ, входящих в зону ТПУ – строительство встроенных выходных групп технологической связи ТПУ с ТРЦ.
-
Частные собственники территорий, находящиеся в зоне ТПУ – строительство перехватывающих паркингов, объектов торговли и досуга, бизнес-центров.
Как видим, у каждого исполнителя своя, достаточно узкая, зона ответственности. Это ухудшает защитутранспортного узлаот актов незаконного вмешательства, а также будет создавать барьеры при создании комплексных систем безопасности, препятствующие в последующем интеграции систем безопасности в единый АПК «Безопасный город».
Учитывая перечисленные особенности,специалисты ОАО «Мосгипротранс»считают необходимым утвердить единые требования и стандарты к обеспечению безопасности транспортно-пересадочных узлов. Кроме того, для каждого ТПУ необходимо разработать концептуальные основы построения комплексной системы безопасности и утвердить их у всех собственников объектов инфраструктуры транспортного узла. Это позволит добиться интеграции проектных решений составных частей ТПУ, сэкономить значительные материальные средства и обеспечить требуемый уровень безопасности на объектах.
Авторы: Русаков А.Б., Фроликов Р.А., Левшунов В.П.